Горожане дышат веществами, которые могут вызвать рак
- 92% всех вредных выбросов в Петербурге приходится на долю авто, 8% - на заводы. Но есть и третий, «неучтённый», но мощный источник, который отравляет горожан, - считает глава Санкт-Петербургского экологического союза Семён Гордышевский.
Проезд в центр – платный
- "АиФ-Петербург": Если верить «зелёным», в Санкт-Петербурге с экологией беда. Растёт количество врожденных аномалий, раковых больных…
- Петербургский воздух фактически медленно убивает горожан. Ведь работа транспорта и производства в городе основана на сжигании углеводородного топлива. В атмосферу попадает масса опасных веществ. Например, только по официальным данным, среднегодовая концентрация бенз(а)пирена (канцерогена 1-го класса опасности) в Петербурге превышает ПДК почти в 2 раза. Доказано, что это вещество провоцирует развитие рака и мутаций. В 2 раза превышает нормы и содержание формальдегида - врага всего живого. При этом в городе проводится мониторинг 16 веществ, загрязняющих воздух, не считая тяжёлых металлов. А чтобы иметь полную картину, надо мониторить сотни веществ, что очень дорого. Причём, в большинстве случаев эти вещества не разлагаются, а оседают в воде, почве… По данным ВОЗ, новообразования, врождённые аномалии, болезни крови, астма на 80% могут быть вызваны плохой экологией. Надо ли удивляться тому, что в год от рака умирает более 12 тысяч петербуржцев? Увеличивается число больных астмой и инвалидов. Число последних на 1000 чел. населения у нас больше в 1,5 раза, чем в среднем по России и в Москве. Мы бьём печальные рекорды по всей стране.
- "АиФ-Петербург": Вы выступаете за ограничение движения машин в центре, однако такое решение наверняка вызовет недовольство горожан.
- Хотим мы того или нет, но въезд личных автомобилей в центр Северной столицы придётся ограничить. Многие европейские страны давно сделали платный въезд в центр крупных городов. Яркий пример тому - Лондон, Рим. В нашем случае деньги, полученные за въезд в центр, должны пойти на субсидирование социального транспорта. Например, экологического такси. По конкурсу надо отобрать несколько компаний, которые установят за проезд на эко-такси цены, равные себестоимости поездки на личном авто. Плюс - усовершенствовать работу общественного транспорта, сделать велосипедные дорожки. А что творится сейчас? В городе 1 млн. 600 тысяч машин, ежегодный прирост - 6-7%. Центр стоит в пробках, а концентрация вредных веществ в воздухе увеличивается в разы. Стоит отметить, что 92% всех учтённых вредных выбросов приходится именно на долю авто и лишь 8% - на заводы. Но! У нас есть третий, «неучтённый», но мощный источник. Три завода, сжигающие канализационные отходы. И мы - единственные в России, кто это делает. Мы очищаем воду, которая затем идёт в Балтийское море, а оставшийся осадок с примесями средств бытовой химии, включая хлор, сжигаем на заводах. В воздух идёт целая гамма стойких загрязнителей.
Фантики - дурной тон
- "АиФ-Петербург": Через пару лет чиновники планируют построить и мусоросжигательный завод в Янино. Экологи против. Но в городе ежегодно образуется 2 млн. тонн отходов. Куда всё это деть?
- После того как экологи начали ожесточённую борьбу против строительства таких заводов, чиновники их стали называть «мусороперерабатывающими». Но если вникнуть в суть дела, мусор в Янино планируется сжигать. Тридцать лет назад Европа и США встали на путь сжигания мусора и теперь от него отказываются, так как количество раковых заболеваний за это время значительно увеличилось. В США уже в 1995 году запретили строить новые заводы, а число существующих с того времени сократили в 2 раза. Сжигая тонну мусора, мы получаем 4-5 тонн газообразных веществ. Из них 40-50 килограммов - очень вредных. К тому же это весьма дорогостоящий процесс. Янинский завод оценивается в 300 млн. евро. На эти деньги можно построить несколько мусороперерабатывающих заводов. Благодаря новым технологиям 70% мусора можно дать вторую жизнь.
- "АиФ-Петербург": Мне кажется, проблема ещё и в менталитете. Так, в Санкт-Петербурге работает бесплатный экомобиль, но народ всё равно выбрасывает использованные лампочки в мусорное ведро. Мол, привыкли…
- Экомобиль приезжает раз в месяц, и всё это время опасные отходы надо хранить дома… Естественно, что люди избавляются от них. И менталитет здесь ни при чём. Надо развернуть целую сеть приёмных пунктов потенциально полезных отходов: макулатуры, полимеров, стекла, батареек и т. д. Причём, за их сдачу надо платить. Это - плата за предотвращение загрязнения окружающей среды. Уже через 3-5 лет мы увидим, что сократилось число заболеваний раком, астмой. Думаю, это будет гораздо дешевле, чем лечить такое количество больных. Кроме того, надо менять психологию. Покупать конфеты в коробках и трёх обертках должно стать дурным тоном!
- "АиФ-Петербург": Согласитесь, только в России днём горят уличные фонари, как сегодня на Невском. А из-за изношенных коммуникаций прямые потери воды составляют до 40%, тепла - до 15%. Неужели всё это не выгоднее наладить?
- Развитая экономика предполагает конкуренцию. Если же всё находится в руках монополиста, а население платит за его услуги больше и больше, то зачем выключать фонари на Невском? Зачем задумываться об экономии ресурсов, если идёт такой доход от нефти? Когда деньги легко даются - мотивации к экономии нет. Но нам всем надо начать уважать природу. Мы дышим одним воздухом, несмотря на доходы и чины. Биологи знают, что если 30% особей нездоровы - это признак необратимой деградации популяции. Сегодня 17% людей на Земле больны… К чему мы идём?
Ольга САЛЬНИКОВА
«Аргументы и факты – Петербург» №13 от 30 марта 2011 года
Источник: http://www.s-luch.ru/ul-03-20-2011 |