29 ноября состоятся публичные слушания на тему принятия нового Устава нашего города. А значит, есть повод поговорить о том, что такое Устав, и хорош ли новый проект.
Устав – это маленькая местная конституция. По сути, Устав должен являться средством, обеспечивающим реализацию местного самоуправления. А что такое местное самоуправление (МСУ)?
В общем и целом это право и обязанность жителей территории самим решать вопросы местного значения, вне государственных структур. И эти права Устав должен конкретизировать так, чтобы жители города могли реально принимать участие в решении местных вопросов.
Да, на сегодняшний день у нас действительно нет широкого гражданского общества. Да, большинство из нас не привыкли, не умеют, не хотят или боятся брать на себя ответственность за собственное бытие.
Но это не повод для того, чтобы добровольно отказываться даже от тех небольших возможностей, которые мы можем прописать в Уставе. Наоборот, нужно пытаться эти возможности расширить. Ну давайте посмотрим, что же нам в этом смысле предлагает проект документа.
Самая заметная новизна в проекте – это предложение окончательно ликвидировать администрацию города, и все ее обязанности возложить на администрацию района. В целом, ничего плохого я в этом не вижу, но есть один вопрос: «А собственно, зачем это принимать сейчас?». Такое изменение вступит в силу только в сентябре 2019 года – после выборов. Значит, еще два года мы будем иметь основной документ, в котором, как у Винокура: «Тут играете, тут не играете, а здесь рыбу заворачивали». За два года у нас еще не одни слушания по Уставу могут пройти, почему это изменение не провести позже?
Я вижу только один ответ: показать губернатору свою преданность. Ну допустим. Так может, все остальное в проекте хорошо?
Нет. Все в полном соответствии с общей тенденцией: задушить на корню любую инициативу. Разберемся по порядку.
Глава 1. Общие положения.
Тут все понятно: наименование, описание границ, официальные символы.
Глава 2. Вопросы местного значения.
Тоже без сюрпризов: переписана полностью 14 статья федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации МСУ».
Глава 3. Формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения.
Вот тут уже становится интересно: именно в этой главе описываются все виды прямого народного участия в жизни города. Здесь вполне возможно расширить права и уменьшить ограничения. Привлечь людей решению вопросов и тем самым возложить на них ответственность за принятые решения. Однако, в полном соответствии с «генеральной линией партии», мы идем в другую сторону. Любые возможности ограничены максимально возможными препонами. А для того, чтобы это было не слишком заметно, практически все статьи этой главы сокращены до предела и содержат не конкретные нормы, а только отсылки к федеральным и областным законам.
То есть, чтобы понять, что нам, холопам, позволено, нужно после прочтения устава еще найти и почитать другую литературу. Вот например:
Статья 5. Местный референдум.
Порядок назначения и проведения местного референдума, принятия решения на референдуме, опубликования итогов референдума определяется в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и принимаемым в соответствии с ним законом Ленинградской области для проведения местного референдума.
Что обычным горожанам нужно сделать просто для того, чтобы референдум назначили? Из текста Устава вы этого не узнаете. Вам нужно сначала прочесть федеральный закон № 67, а потом нечто под названием «и принимаемый в соответствии с ним закон Ленинградской области». Ладно, пойдем, найдем и почитаем.
Оказывается, надо подписи избирателей собирать. Сколько? Федеральный закон говорит «не более 5% от числа зарегистрированных избирателей». А вот в областном законе №93-оз «не более 5%» превращаются в конкретные «5%». Для Всеволожска это 2-2,5 тысячи подписей. Есть желающие пособирать? Думаю, немного смельчаков найдется. А ведь на референдум можно выносить только вопросы местного значения. То есть вопрос «будем строить новую дорогу?» поставить можно, а вот «отправим администрацию в отставку?» — нельзя. Но даже такие простые вещи спрашивать у людей не хотят. А то еще нарешают чего-нибудь…
Глава 4. Органы местного самоуправления, должностные лица местного самоуправления и их полномочия.
Именно в этой главе прописана окончательная ликвидация городской администрации. Но не только. Откуда-то появилась идея создать еще одно юридическое лицо: контрольно-счетный орган муниципального образования «Город Всеволожск». Видимо, чтобы сильно не снижать поголовье чиновников. Хотя до внесения в красную книгу исчезающих видов им еще очень далеко. Нет, я понимаю, для чего существует контрольно-счетная палата РФ. На федеральном уровне воруют миллиардами, интересно же посмотреть на плоды трудов. А тут-то, на муниципальном уровне, что считать?
Но самый главный сюрприз не в этом. Авторы проекта решили ограничить в правах не только жителей, но и депутатов, и администрацию. Несмотря на то, что перечне вопросов местного значения есть вопросы градостроительства, полномочий по их решению нет. При этом часть этих несуществующих полномочий мы, не смущаясь, передали в область, а другую часть решили просто не замечать.
В законе 45-ОЗ «О перераспределении полномочий» написано, что перераспределение «устанавливается на неограниченный срок». Но для того, чтобы что-то передать, нужно это иметь. И если даже мы полномочия передали, то в Уставе они должны быть прописаны.
Кроме того, в Градостроительный кодекс были введены несколько новых статей, полномочия по которым не прописаны ни в Уставе, ни в 45-ОЗ:
Статья 46.4. Договор о комплексном освоении территории.
Статья 46.5. Договор об освоении территории в целях строительства жилья экономического класса.
Статья 46.9. Комплексное развитие территории по инициативе правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества.
Статья 46.10. Комплексное развитие территории по инициативе органа местного самоуправления.
Статья 55.27. Договор об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования, договор об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования.
То есть в Федеральном законе написано, что такие договора заключаются «органом местного самоуправления». Следовательно, в Уставе должно быть конкретизировано, что это за орган: администрация или Совет депутатов.
С учетом того, что ко Всеволожску прирезали огромную территорию полигона, это вовсе не праздный вопрос. Несмотря на громкие слова губернатора о том, что «никакого строительства на полигоне мы не допустим, это будет исключительно зона рекреации», верить в это сложно. Участки вдоль Дороги Жизни уже в частной собственности, и глава районной администрации в своем интервью уже говорит о том, что «не секрет, когда-нибудь … застройка будет».
Глава 5. Муниципальные правовые акты и Глава 6. Бюджет расписаны достаточно подробно. А сразу за ними следует Глава 9. Заключительные положения. Куда делись главы с номерами 7 и 8, история умалчивает. Возможно, именно их мы должны написать сами?
Исходя из вышесказанного, мы предлагаем внести следующие изменения в проект:
1.-Переписать главу 3, исходя из того, что важной особенностью устава муниципального образования является его самодостаточность. Это означает, что, по возможности, он должен включать все нормы, необходимые в практике местного самоуправления. Поэтому в уставе следует конкретизировать основные законодательные нормы, имеющие отношение к местному самоуправлению, а при необходимости цитировать и собственно статьи законов, чтобы обращающийся к тексту устава не был вынужден заниматься поиском других нормативных актов.
2.-Снизить препятствия для реального осуществления жителями своего права на прямое участие в решении городских вопросов. При необходимости выйти с законодательной инициативой в ЗакС Ленинградской области для внесения соответствующих изменений в областные законы.
3.-Прописать в уставе все возможные полномочия по градостроительству, отнеся их к компетенции Совета депутатов, так как это может стать реально работающим механизмом сдержек и противовесов. С одной стороны, хорошо, что сейчас основная часть полномочий находится в области: после того, что в городе натворила администрация Гармаша, такое перераспределение стало спасением.
Но разве мы можем быть уверены, что в правительство области не придет на работу главой строительного блока новый условный Пасяда? Поэтому на будущее было бы лучше иметь возможность блокировать на местном уровне решения областных чиновников: окончательное решение после согласования в области должны принимать депутаты.
4.-Не плодить лишние чиновничьи структуры: не создавать контрольно-счетный орган, а, например, прописать в уставе возможность обращаться в контрольно-счетную палату области при необходимости финансовой проверки.
5.-Отправить устав на доработку и принять его ближе к сентябрю 2019 года.
Галина Вавилова
Источник: http://www.s-luch.ru/load/juzhnyj_luch_10_77_ot_24_11_2017/1-1-0-119 |