Газета Южный луч

«КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК ИМЕЕТ ПРАВО НА СВОБОДУ УБЕЖДЕНИЙ И НА СВОБОДНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ИХ;
ЭТО ПРАВО ВКЛЮЧАЕТ СВОБОДУ БЕСПРЕПЯТСТВЕННО ПРИДЕРЖИВАТЬСЯ СВОИХ УБЕЖДЕНИЙ
И СВОБОДУ ИСКАТЬ, ПОЛУЧАТЬ И РАСПРОСТРАНЯТЬ ИНФОРМАЦИЮ И ИДЕИ
ЛЮБЫМИ СРЕДСТВАМИ И НЕЗАВИСИМО ОТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАНИЦ»
(Всеобщая декларация прав человека, ст. 19)
— — —  * * *  — — —

Журналистов записали в оппозицию
Организация незаконного шествия и неповиновение властям вменены задержанным накануне у БКЗ «Октябрьский» корреспондентам ИТАР-ТАСС и РБК daily. Журналисты нередко попадают под горячую руку полиции Петербурга и оказываются в автобусах для задержанных. Но на этот раз их не отпустили и после предъявления редакционных удостоверений. И уж тем более прецедент - прессе "шили" не участие, а организацию протестного мероприятия.
После декабрьских выборов в Госдуму несанкционированные митинги стали для журналистов настолько привычным мероприятием, что уже выработаны стандартные формулировки для новостей. Как правило, все происходит по следующей схеме: собираются оппозиционеры, полиция трижды тщетно просит граждан разойтись, ОМОН берет митингующих в кольцо, бойцы ППСП по одному выводят (а иногда и выносят) людей из круга и рассаживают по автобусам. Практически всегда в кольце оказываются репортеры, фотографы  и  операторы. Полицейские выпускают тех, кто в серебристых опознавательных жилетах и кто показывает редакционные удостоверения. Иногда журналисты все-таки оказываются в автобусе и даже доезжают до отдела полиции, но затем их отпускают, после того как устанавливается их личность, профессиональная принадлежность и наличие редакционного задания.
8 июля у здания БКЗ традиционная схема претерпела изменения. К 19 часам к «Октябрьскому» начали подтягиваться оппозиционно настроенные граждане, так как БКЗ был объявлен местом сбора. Изначально планировалось, что здесь состоится встреча с депутатами Госдумы Дмитрием Гудковым и Ильей Пономаревым. Однако первый из них сломал ногу, а второй улетел в Крымск на помощь пострадавшим от наводнения в Краснодарском крае. Таким образом, у БКЗ собрались только приехавший из Москвы лидер «Левого фронта» Сергей Удальцов и самопровозглашенный предводитель питерских оппозиционеров националистического    толка   Ольга Курносова. Активистов насчитывалось не больше двух десятков, зато представителей прессы было более 50 человек. Журналисты с камерами окружили Удальцова, который разъяснял, что сейчас они направятся к Марсову полю, где власти разрешили митинг.
В момент этого импровизированного пресс-подхода стражи порядка активизировались. Как рассказал «Фонтанке» корреспондент РБК daily Сергей Ковальченко, он с коллегой из ИТАР-ТАСС Иваном Скиртачем услышали, как сотрудник полиции дважды в мегафон заявил о несанкционированном мероприятии, а затем группу журналистов стали окружать бойцы ОМОНа. «Мы с Иваном стали отходить к светофору, - говорит Ковальченко, - но в этот момент уже пошла «змейка» (цепь ОМОНа. — Прим. ред.). Нас взяли под белы рученьки и повели. Мы говорили, что журналисты, но нас никто не слушал. Следом в автобус завели Удальцова, Курносову и еще несколько московских активистов».
По словам Ковальченко, они со Скиртачем не сомневались, что их сразу отпустят, однако автобус уехал ко 2-му отделу полиции, где журналисты в духоте провели не меньше двух часов. Когда корреспондентов все-таки завели в отдел, им продемонстрировали идентичные по содержанию протоколы о доставлении, в котором было указано, что журналисты «организовали шествие от БКЗ «Октябрьский» до Марсова поля». Доводы о том, что представители СМИ находились при исполнении служебных обязанностей, понимания у полицейских долго не находили. Однако спустя 5 часов нахождения в отделе, в конечном протоколе об административном правонарушении была вменена другая статья КоАП — 19.3 (неповиновение законным требованиям сотрудника полиции). По мнению полицейских, «неповиновение» выразилось в том, что, «являясь представителем СМИ, находился среди граждан, добровольно участвовавших в несогласованном в установленном законом порядке шествии по маршруту: БКЗ «Октябрьский» — Марсово поле, при этом мешал задержанию граждан, совершавших административное правонарушение, о чем неоднократно был уведомлен, однако продолжил находиться среди граждан, тем самым проявил неповиновение».
Около двух часов ночи корреспондентов отпустили из отдела  полиции под обязательство о явке в мировой суд, где должен быть рассмотрен протокол об административном правонарушении. Оба корреспондента не согласны с вмененным им деянием и намерены доказать это в судебном участке. Их позицию разделяют руководители изданий. «Мы выступаем   в защиту   наших корреспондентов, где бы они не  находились. Это наша базовая позиция. Мы будем делать все возможное в наших силах, чтобы оказать поддержку, в том числе юридическую, - заявил «Фонтанке» главный редактор единой службы новостей ИТАР-ТАСС Александр Копнов. - Иван Скиртач — это наш молодой и талантливый корреспондент, мы довольны его работой. Он не относится к категории лиц, которые могут лезть на рожон. С трудом можно поверить, что сотрудник правительственного агентства будет спорить и лезть на рожон с представителями власти, а уж тем более организовывать несанкционированные шествия».
С московским коллегой солидарен и главный редактор РБК daily Санкт-Петербург Андрей Жуков. «Мы очень обеспокоены фактом задержания нашего журналиста Сергея Ковальченко, работавшего по заданию редакции на митинге оппозиции 8 июля, - заявил он «Фонтанке». - Протоколы, выданные ему во 2-м отделе полиции Адмиралтейского района Санкт-Петербурга, в настоящее время переданы для изучения юристам холдинга РБК. Дальнейшие шаги по защите нашего коллеги будут выработаны после тщательного рассмотрения ими данных документов. Вместе с тем, по данным РБК daily, за последние пять лет в Санкт-Петербурге не произошло ни одного случая реального воспрепятствования деятельности журналистов, освещающих оппозиционные  акции.   Надеем-ся, что такая практика продолжится и впредь, а история, произошедшая 8 июля у БКЗ «Октябрьский», будет признана недоразумением».
Отметим, что протестные мероприятия в Петербурге освещают, как правило, одни и те же корреспонденты. Стражи порядка и журналисты давно знают друг друга в лицо. Особых претензий к работе полицейских во время разгона оппозиционеров не было уже несколько лет. С тем самых пор, как в апреле 2007 года во время Марша несогласных бойцами ОМОНа были избиты и несколько представителей прессы . Противодействие исполнению профессиональных обязанностей вызвало широкий резонанс, в ситуации разбирались на высоком политическом уровне и достигли мирового соглашения. Серьезную роль тогда сыграла активная позиция Союза журналистов. С тех пор пресса была защищены не только Законом «О СМИ», но и получила от милиции некую неприкосновенность, которая по необъяснимым причинам была нарушена 8 июля 2012 года.
P. S. "Фонтанке» не удалось получить комментарий от председателя Союза журналистов Петербурга. Также от руководства профессионального объединения пока не поступало официальных заявлений.
 
Юлия Никитина,
«Фонтанка.ру»


Источник: http://www.s-luch.ru/ul-05-27-2012
Категория: Политика | Добавил: Редактор (13.07.2012) | Автор: Юлия НИКИТИНА E W
Просмотров: 899 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]