Американский концерн Ford полностью отказался от выпуска легковых автомобилей в России. * Ford уходит из Всеволожска
Автогигант закрывает два российских завода: в Набережных Челнах (Татарстан) и во Всеволожске (Ленобласть), а также завод двигателей ОЭЗ «Алабуга» в Елабуге (Татарстан). Около 1000 рабочих Всеволожского предприятия, которые через три месяца останутся без работы, потребовали солидных компенсаций. В противном случае они грозятся в апреле выйти на массовые акции протеста. Несмотря на это, местные власти по-прежнему уверены, что «ситуация под контролем», а все уволенные будут легко и быстро трудоустроены.
Впервые о грядущих переменах исполнительный вице-президент Ford Motor Company, председатель совета директоров СП Ford Sollers Стивен Армстронг предупредил в январе этого года, сославшись на многолетнюю и многомиллионную убыточность европейских филиалов.
27 марта учредители совместного предприятия (СП) Ford Sollers — Ford Motor Company и ПАО «Соллерс» — официально объявили о его «реструктуризации» к июлю 2019 года. СМИ получили пресс-релиз, а для рабочих руководители компании провели собрание.
«Производство легковых автомобилей Ford в России будет полностью прекращено к концу июня 2019 года, — пояснили акционеры СП Ford Sollers в сообщении для прессы. — После реструктуризации Ford Motor Company передаст контроль в совместном предприятии своему российскому партнеру ПАО «Соллерс», которое с июля 2019 года на базе елабужского завода займется выпуском легких коммерческих автомобилей (LCV) Ford Transit» (единственная модель, продажи которой в России за последние три года выросли более чем на 200% на фоне неуклонного снижения покупательского интереса ко всем остальным моделям Ford. — Н.П.).
Акционеры не скрывают, что экстренные меры повлекут увольнение значительного числа сотрудников компании.
Точные цифры официально пока не названы. Сейчас общая численность работников трех заводов Ford (во Всеволожске, Набережных Челнах и Елабуге) — 3700 человек. По неофициальным данным, только во Всеволожске под сокращение могут попасть до 950 сотрудников.
«Все сокращения будут проводиться по программе добровольного увольнения с выплатой дополнительных компенсаций», — подчеркивают акционеры. Рабочие Всеволожского Ford готовы уйти по доброй воле, но только при соблюдении ранее выдвинутых ими требований.
Главное из них — обязательная выплата компенсации в размере двух годовых окладов.
— Именно столько получили уволенные в ходе недавних сокращений рабочие предприятий Ford в Бельгии и Румынии, — утверждает председатель первичной профсоюзной организации Всеволожского Ford Михаил Сергеев.
Российское трудовое законодательство таких затрат для работодателей не предусматривает. Обычно при сокращении сотрудник получает лишь компенсацию за не отгулянный отпуск и среднего оклада за один месяц, а также работодатель обязан продолжать платить ему зарплату на протяжении двух месяцев, если тот раньше этого времени не найдет себе другую работу.
Как сообщили «Новой» в профсоюзной организации Всеволожского Ford, на собрании 27 марта руководители СП Ford Sollers оказались не готовы обсуждать размер выплат увольняемым рабочим, а также порядок сокращения персонала. К этим вопросам стороны решили вернуться 2 апреля.
28 марта в пресс-службе СП Ford Sollers «Новой» уточнили, что всего на выплаты сотрудникам и поставщикам закрывающихся в России предприятий Ford американский концерн потратит около 200 млн долларов.
— До последнего момента мы все свои усилия направляли на то, чтобы сохранить предприятие, — говорит Михаил Сергеев. — Но раз уж его все-таки закрывают, то мы рассчитываем на достойную компенсацию. Работники согласны расстаться с работодателем мирно, если каждому будет обеспечена финансовая подушка безопасности. С областными чиновниками у нас разговор еще короче: на протяжении двух месяцев всем сокращаемым обещают найти новую работу не хуже по условиям, чем на Ford, и без потерь в окладе. Держите слово!
В комитете по труду и занятости Ленинградской области «Новой» подтвердили, что не видят проблемы в трудоустройстве примерно 1000 человек:
— Никто из выходцев с Ford не останется без работы, — не сомневается руководитель комитета Алексей Брицун. — Только во Всеволожске сегодня открыты 3 тысячи вакансий. Более половины из них — специальности, подходящие сотрудникам завода.
Региональные власти обещают открыть на территории автозавода консультационные пункты трудовой инспекции, чтобы сотрудники, которые сочтут, что их права нарушаются, при необходимости могли пожаловаться. Рабочие Ford тем временем ждут исхода переговоров с бизнесменами и чиновниками.
— От них зависят наши дальнейшие действия, — пояснили «Новой» члены профсоюзной организации предприятия. — Если диалог не пойдет в конструктивном русле, мы готовы действовать решительно. В апреле запланировали протестные акции во Всеволожске и в Петербурге.