Контрразведка подбила похитителей деталей СУ-27 на границе с Финляндией. Под следствием и арестом дюжина россиян. Некоторые из Выборга. Теперь клиентам от Китая до Перу некому платить миллионы долларов. Запчасти списывали на военных заводах, а таможня пропускала. 47news увидел дилера геополитического масштаба. Так что скоро обыски.
Реже чем редко удается приоткрыть занавес в театре спецслужб и контрабандистов военной техники. Эту сцену мы представляем больше по Голливуду. Преступные боссы, элегантные агенты, трансатлантические перелеты и мир под угрозой. Как бы странно ни звучало, но не всё в этом клише - вранье. В нашей истории неназванными останутся только Бонды, их нам найти, конечно, не удалось.
На днях, оперативники УФСБ по Петербургу и Ленобласти выманили из Финляндии 44-летнего россиянина Дмитрия Богачёва. Сегодня мужчина находится в камере, арестован по редкой и тревожной статье 226.1 УК - "контрабанда ...боеприпасов, оружия массового поражения, ...военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения". Часть статьи говорит об организованной группе, а возбуждено дело в двадцатых числах октября нынешнего года Северо-Западным Следкомом на транспорте.
История оказалась глобальной. Примерно весной нынешнего года контрразведка зафиксировала исчезновение деталей на нескольких военных заводах России. Дело касалось дорогостоящих запчастей, цены на которые начинаются с 20-30 тысяч евро. Схема была следующая: деталь по формальным причинам списывалась. Затем перевозилась в Москву, оттуда в Петербург, а потом через один из пунктов пропуска в Ленинградской области переправлялась в Финляндию. Оттуда механизмы поступали в страны, в армиях которых стоит на вооружении техника, произведенная в СССР и России. Среди них Китай, Индия, Арабские Эмираты и даже Перу. Есть в списке и Сингапур, но он, скорее всего, был транзитной точкой.
Про Дмитрия Богачёва нам известно, что он родился в поселке Камышовка Выборгского района Ленобласти. Обретался в Москве и Ростове-на-Дону, там у него жена и четырехлетняя дочь. Последнее время живет в Хельсинки. Ещё один арестованный организатор контрабанды военных запчастей - 60-летний Александр Новиков. Про него информация еще скудней. Понятно лишь, что он из Оренбургской области. Есть и ещё двое организаторов, но знаем лишь фамилии - Коновалов и Чистяков.
Схема, естественно, была экономически обоснована. Разница в цене официально поставляемой детали и украденной могла достигать 400 тысяч евро. При этом, надо понимать, что она все равно оставалась весомой. По сильно приблизительным расчетам, оборот группы мог достигать 5 миллиардов рублей в год. Эта цифра не должна удивлять, ведь при недавних обысках в промзонах столицы, на складах, было найдено товаров военного назначения на 2,5 миллиарда рублей. Дома у подозреваемых были обнаружены десятки миллионов рублей, десятки тысяч евро, ну и долларов.
Любопытно, что группа действовала как приличный дилер. Если к товару были претензии, то его меняли. Для этого, естественно, ввозили обратно в Россию. Не нужно объяснять, что именно таким образом в бизнесе зарабатывается репутация.
По данным открытых источников известно, что Россия заняла второе место по объему экспорта обычных вооружений в 2015 году - почти 14 миллиардов долларов или 15% от общемировых поставок. 41% поставок приходится на США. В целом понятно, что это значимая статья доходов и терять ее долю из-за контрабандистов финансово больно и геополитически опасно.
Детали разработки группы смогут узнать не скоро, они в архиве здания на улице Боткинской в Петербурге, где находится транспортный Следком. Сотрудники этого ведомства на контакт не идут, в ФСБ вообще звонить непонятно куда. Пресс-службы ведомств отказались предоставлять информацию.
Но собеседники в более дружелюбных силовых и надзорных структурах, подсказали, с чего начались задержания. В сентябре, с территории московского завода "НПЦ Газотурбиностроения "Салют" были вынесены детали двигателя истребителя СУ-27. Сотрудники на предприятии рассказали, что когда у них шли обыски, выяснилось, что пропал, в частности, "диск турбины высокого давления" двигателя истребителя СУ-27. По оценкам экспертов, стоимость детали на сером рынке начинается от 110 тысяч евро. Ее розничная стоимость приближается к полумиллиону. Для понимания, стоимость самого СУ-27 на экспорт стартует с 30 миллионов долларов.
Деталь погрузили под видом посылки в товарный поезд и встретили на Московском вокзале в Петербурге. Груз, под негласным присмотром ФСБ, несколько раз перемещали по городу и, в конце концов, привезли в Светогорск. Утром 20 октября ее забрал водитель-дальнобойщик и, не особо скрывая, положил в кабину. Грузовик со щепой без проблем прошел таможенный и пограничный контроль и только после этого был остановлен контрразведкой. Фотографией диковины с нами поделились знакомые сотрудники таможни.
Занятно, что, по словам пограничников, машина могла принадлежать одному из бывших сотрудников этого таможенного поста, Владимиру Овчинникову. В тот же день был задержан 40-летний житель Лесогорска Сергей Аристархов. Скорее всего, он курировал процесс технически и решал тактические вопросы на месте. О чутье контрабандистов, кстати, говорит тот факт, что машина должна была пересекать границу сутками ранее. Но по непонятным причинам трансграничные корсары процесс приостановили.
По словам собеседников в Выборгском суде, по делу проходят еще двое исполнителей головокружительной схемы. Один из них, 38-летний житель Выборга Евгений Матхонов из Светогорска. Говорят, его фамилию узнают в контрабандных кругах, а многие таможенники протягивают руку. В камере по соседству сидит 48-летний петербуржец Константин Гансон. Живет в центре мегаполиса, на улице Зверинской. В истории попадал, но мелкие. Например, когда занимался бизнесом, погорел на нелегальной продаже алкоголя. Сегодня оба под подпиской о невыезде. Возможно потому, что стали сотрудничать со следствием. Всего же, по делу, на данный момент, проходят более десятка человек, которым пришлось поделиться нюансами своего непростого ремесла.
По предположению силовиков, группа действовала, как минимум, три года и пустила в нелегальный оборот несколько тысяч деталей военного назначения. Отметим, что двигатели для тех же СУ-27 выпускают на двух заводах. Уже упомянутом "Салюте" и Уфимском моторостроительном производственном объединении. Что касается прочих запчастей, то, как известно, оборонные предприятия разбросаны по всей России. В копилку с этой информацией ложится то, что один из организаторов группы контрабандистов, Дмитрий Богачёв, с 2011 года много путешествовал. Особенно увлекался Дальним Востоком, где немало военных производств и еще больше военных частей. Да и до Китая рукой подать. О том, что он путешествовал по поручению, вслух пока не говорится.
Тем не менее, 47news предполагает, что у высокопоставленных и не очень таможенников в ближайшее время пройдут обыски.
А вообще, если бы фигуранты этого дела, еще десять лет назад внимательно смотрели бы американский триллер "Оружейный барон", они бы задумались над его главным смыслом – "Первое правило торговца оружием – не будь подстрелен из своего же собственного товара".
Виктор Смирнов,
47news