Вероятность уничтожения Объекта всемирного наследия «Исторический центр Санкт-Петербурга с группой прилегающих памятников» до крайности возросла. * Открытое письмо Президенту РФ Путину В.В.
Ответственность за нарушение международных обязательств Российской Федерации органами государственной власти, застройщиками, инвесторами несёт лично Президент России.
Отлаженный правовой механизм защиты объектов культурного наследия, с нашей точки зрения, нарушается не только потому, что чиновники и бизнесмены не заинтересованы в сохранении бесценных объектов культурного наследия, но и потому, что никто из них не несёт личной персональной ответственности за уничтожения или порчу того, что является достоянием всего человечества.
В 1954 году СССР, правопреемником которого является Российская Федерация, вступил в Организацию Объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры — ЮНЕСКО.
В 1972 году ЮНЕСКО была принята Конвенция об охране всемирного и культурного наследия, положившая начало формированию Списка всемирного наследия. Некоторые объекты культурного и природного наследия признаются уникальными, обладающими выдающейся универсальной ценностью и поэтому заслуживающими защиты.
После подписания в 1988 году, международная Конвенция вступила в силу для СССР.
В 1990 году в Список всемирного наследия были включены первые пять объектов, находившихся на территории СССР (3 объекта — РСФСР, 1 объект — Украинская ССР, 1 объект — Узбекская ССР). Среди внесённых объектов самым большим и важным был «Исторический центр Ленинграда с окрестностями», включенный под номе ром С 540. Сейчас это — «Исторический центр Санкт-Петербурга с группой прилегающих памятников».
До настоящего времени среди объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО нет ему равных.
На 2019 году в России имеется 28 объектов Всемирного наследия и 1объект, находящийся на территории Крыма. Правительством России предложено внести в ближайшее время в Список всемирного наследия около 30 объектов.
Зачем вносить новые объекты, если активно уничтожаются уже включенные.
В России остро встала проблема сохранения объектов Всемирного наследия, и неважно, относится это к архитектурным памятникам или к природным, к Санкт-Петербургу или озеру Байкал. Над ними постоянно висит угроза уничтожения. Ни органы государственной власти, ни застройщики, ни инвесторы не заинтересованы в сохранении бесценных объектов культурного наследия.
Наиболее наглядно уничтожения объектов всемирного видно на примере Санкт-Петербурга, где городская власть активно лоббирует массовую застройку на территории компонентов объекта Всемирного наследия. Застраиваются высотными зданиями берега реки Невы и Финского залива, ведутся работы по возведению жилых комплексов вблизи парка Александрино, начинаются строительные работы рядом с Чесменским дворцом, которые непоправимо уничтожат панорамы Московского проспекта, включенные как компонент в объект С 540, возобновились работы в Защитной парковой зоне Главной (Пулковской) астрономической обсерватории, которая не только входит в состав объекта Всемирного наследия, но и является ведущей обсерваторией мира, потеря которой явится невосполнимой утратой для всего мира, не только как памятника архитектуры, но прежде
всего, как научного учреждения, деятельность которого обеспечивает, в том числе и обороноспособность России.
Международные обязательства Российской Федерации, за которых отвечаете лично Вы, как Президент РФ, нарушаются при попустительстве действующей городской власти и федеральных чиновников, что может привести к исключению Санкт-Петербурга и списка Всемирного наследия.
В связи с обострением ситуации, сложившейся в результате совместных действий представителей органов государственной власти и застройщиков,
МЫ ТРЕБУЕМ:
1. Не допустить вмешательства городской власти, а также застройщиков и инвесторов в работу консультативной миссии ИКОМОС — ЮНЕСКО, которая будет проводиться в конце марта 2019 года в отношении объекта Всемирного наследия «Исторический центр Санкт-Петербурга и группа прилегающих памятников».
То, что такое вмешательство возможно подтверждается тем, как вели себя правительство Санкт-Петербурга и застройщики при посещении в рамках подготовки консультативной миссии Центра Всемирного наследия ЮНЕСКО и ИКОМОС 26 февраля 2019 года нашего города консультантом ЦВН ЮНЕСКО Франческо Бандарин. Этот визит тщательно скрывался от жителей города. Только 26 февраля в СМИ и на официальном сайте Администрации СПб появилась информация об ознакомительной поездке по городу консультанта ЦВН ЮНЕСКО. Однако при посещении господином Бандарином ОДЦ «Лахта-центр», стадиона «Санкт-Петербург», Пулковской обсерватории, строительной площадки на улице Гастелло, 7 перед Чесменским дворцом, Александрино и других (как раз тех объектов, о грубейших нарушениях на которых градозащитники неоднократно писали в ЮНЕСКО) приняли активное участие застройщики, в частности представители «Сэтл Сити», который как раз и проводит строительные работы на Гастелло, 7 и в Защитной парковой зоне Пулковской обсерватории.
При этом были и ещё будут предприняты меры, чтобы градозащитники не могли помешать властям и застройщикам извратить истинное состояние и сохранность памятников архитектуры, а также низкое качество реставрационных работ.
2. В целях сохранения от уничтожения объектов всемирного наследия ЮНЕСКО приняло несколько международных актов. В том числе и «Руководство ИКОМОС по осуществлению оценок воздействия на наследие в отношении объектов всемирного культурного наследия». Этим документом устанавливается методология оценок воздействия на наследие. Руководство обязательно для выполнения всеми государствами — участниками ЮНЕСКО, в том числе и Россией, как неотъемлемая часть Конвенции 1972 года.
Ещё в 2011 году были разработаны конкретные указания для экспертов при определении воздействия того или иного действия в отношении объекта всемирного наследия, будь это реставрация объекта или строительство как на территории самого объекта, так и на территории охранных (буферных) зон объекта.
Экспертами ИКОМОС были выполнены такие оценки на названные выше компоненты объекта С 540. Согласно этим оценкам степень воздействия указанных объектов строительства на объект всемирного наследия оценивается как «очень значительная отрицательная». Национальный комитет ИКОМОС России согласился с такими выводами экспертов.
В соответствии с процедурой оценки воздействия были направлены в Минкульт России для дальнейшего представления в соответствии с дипломатическим протоколом в Центр Всемирного наследия.
Как только застройщики узнали, что ИКОМОС СПб выполнены оценки воздействия в отношении компонентов объекта всемирного наследия — Чесменский дворец с флигелями и Главная (Пулковская) астрономическая обсерватория, они так же предприняли меры для подготовки альтернативных оценок. По Пулковской обсерватории и Чесменскому дворцу такие оценки воздействия были выполнены компанией эксперта Игоря Псечника. Разумеется, что выводы в них направлены на обеление застройщика. Оба строительства дело рук одного заинтересованного лица — Сэтл Сити.
Чиновниками Минкульта России было отказано в принятии документов по оценке воздействия, в которых сделан негативный вывод о влиянии предполагаемого строительства на ценность объекта всемирного наследия и приняты для дальнейшего направления в ЮНЕСКО положительные оценки воздействия.
Такие действия Министерства культуры объяснены в письме министра в адрес ВРИО Губернатора СПб Беглова в ноябре 2018 года указывает, что «направление в Центр всемирного наследия ЮНЕСКО отчетной документации по строительным проектам с отрицательным воздействием априори будет иметь негативные последствия для Российской Федерации как государства — участника Конвенции и возможную угрозу нахождения ОВН в Списке всемирного наследия. Кроме того, отрицательное заключение свидетельствует о недостаточной проработке проектной документации и подобные отчеты возвращаются Центром всемирного наследия на доработку».
Требуем прекратить порочную практику направления в Центр всемирного наследия ЮНЕСКО отчетной документации по строительным проектам только с положительной оценкой. Считаем, что в Центр всемирного наследия ЮНЕСКО должны направляться документы отражающие истинное влияние предполагаемого строительства на любые объекты Всемирного наследия на территории России, а не только положительные.
3. Руководство деятельностью Министерства культуры России осуществляет Правительство Российской Федерации. Согласно пункта в) части 1 статьи 114 Конституции РФ, Правительство России обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики в области культуры, науки…
Действия Министерства культуры РФ в отношении объектов, расположенных на территории России и включённых Список всемирного наследия, не обеспечивают их сохранность. А в ряде случаев действия сотрудников органов государственной власти на прямую наносят ущерб памятникам истории и культуры.
Уголовный кодекс РФ предусматривает меры наказания, вплоть до лишения свободы, за уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 243 УК РФ, которая непосредственно предусматривает меры наказания за уничтожением или повреждение объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия, требуем привлечь к уголовной ответственности государственных чиновников, способствующих нанесению ущерба памятникам истории и культуры России, включенным в Список всемирного наследия, в частности компонентов объекта «Исторический центр Санкт-Петербурга с группой прилегающих памятников» — Главная (Пулковская) астрономическая обсерватория, Чесменский дворец, Александрино.