Петербург и Ленобласть может рассорить мусор
Мусор, борьба с которым стала отныне национальным приоритетом, может рассорить между собой два субъекта Российской Федерации. Бытовые и прочие отходы в Петербурге хранить негде, поэтому свозить его предполагается в Ленобласть. Причем на полигоны, принадлежащие городу. И если разработанный сейчас сценарий будет реализован, то к протестам местного населения и возражениям экологов добавятся и споры хозяйствующих субъектов. Национальный приоритет Проблема борьбы с бытовыми, промышленными, строительными и прочими отходами, которую два десятилетия не слишком активно вели российские власти, вышла на первый план. Президент Владимир Путин издал поручение, в соответствии с которым не позже 1 февраля 2013 года должна быть разработана комплексная стратегия обращения с твердыми бытовыми отходами, в том числе предусматривающая и «эффективное управление в этой области». Иными словами, самая непрозрачная отрасль должна наконец стать отчетливой, ясной и свободной от коррупции и злоупотреблений.
Ответственным за воплощение этого плана в жизнь назначен Дмитрий Медведев.
Но для того, чтобы комплексная стратегия вступила в силу, необходимо изгнать из мусороперерабатывающей отрасли криминал. Поэтому генпрокурору Юрию Чайке и главе МВД Владимиру Колокольцеву поручено выявить всех нарушителей и принять меры. Срок — к 1 ноября 2012 года. Так что уже через полтора месяца россиян должны ждать понятные тарифы за вывоз и утилизацию мусора, исчезновение несанкционированных свалок, а недобросовестных перевозчиков и управляющие компании — заслуженное наказание.
И после этого останется только избавиться от устаревших методик — мусор больше не будут складывать на полигонах, а начнут утилизировать. Какова будет судьба отходов, пока неизвестно, но президент распорядился «установить приоритет утилизации над захоронением» к январю 2013 года. И по-видимому, в следующем году из ТБО начнут производить много разных полезных вещей, а также добывать энергию. Если судить по количеству свалок вдоль российских дорог, страна сможет решить энергетические проблемы всех европейских стран вместе взятых.
Еще один проект, еще одна бумага Инициативу первого лица страны все, так или иначе причастные к переработке отходов, встретили хоть и с энтузиазмом, но весьма сдержанным. «Мы не знаем, почему появилось это поручение, — честно признался руководитель токсической программы «Гринпис-Россия» Алексей Киселев. — Оно внушает крайне-крайне осторожный оптимизм, но насколько верны эти ощущения, я сказать не смогу».
В петербургском «Спецтрансе» на инициативу президента отреагировали еще более холодно. «У меня возникает стойкое ощущение дежавю, — признал один из руководителей организации. — Такие бумаги писались уже пять раз, не меньше. Это поручение — такое же. Как все предыдущие, под общие слова можно подставить все, что угодно. Например, под термин «утилизация» можно понастроить сжигалок вокруг Петербурга и будет считаться, что все отходы переработаны, и формально поручение окажется выполненным».
Распоряжение в сжатые сроки «выявить нарушение законодательства» и зеленые, и спецтрансовцы прокомментировать отказались.
Зато в «Гринписе» напомнили о том, что в правительстве еще с января 2012 года разрабатываются поправки в Закон «Об отходах производства и потребления» — с версией будущего законопроекта можно познакомиться на сайте Минэкономразвития. И как поясняет Киселев, хоть по замыслу он и неплохой, но содержит несколько одиозных положений, которые сводят на нет все хорошие начинания.
К плюсам готовящегося законопроекта эколог относит то, что впервые в России вводится иерархия отходов и выбор способа переработки в зависимости от того, к какому классу они принадлежат, а также устанавливается ответственность производителей за сбор и утилизацию. «Но при этом упорно продвигается идея отменить экологические платежи в том случае, если отходы размещаются таким образом, что они не наносят ущерба
окружающей среде. И эта инициатива сводит на нет абсолютно всё, — подчеркивает Киселев. — Получается, что можно построить полигон, который сам по себе — экологический ущерб, объявить, что он не наносит вреда, и набивать его каким угодно мусором, не платя ни копейки».
Второй пункт нового закона, который настораживает «Гринпис», касается разрешения транспортировки отходов только перевозчикам, имеющим статус саморегулируемой организации. «Я передаю огромный привет всем общественным организациям вроде «Мусора.Больше.Нет», «Блогеры против мусора», «Сделаем» и прочим, — рассуждает Киселев. — Если будет принята именно эта редакция, то их деятельность станет противозаконной». К тому же, как добавляют в «Спецтрансе», инициативы обязать всех вступить в СРО, как правило, приводят к возникновению новых витков коррупции.
Сжигать или не сжигать — вот в чем вопрос Но как бы то ни было, законопроект обсуждается и должен быть внесен в Госдуму уже во время осенней сессии. Правда, не совсем понятно, каким образом предполагается утилизировать отходы. О технологиях ни в поручении президента, ни в готовящемся законопроекте не сказано ничего. И это обстоятельство настораживает зеленых больше всего. Особенно если учесть, что в середине июля на сайте Росприроднадзора появилось некое исследование, сделанное «группой ученых РАН», в котором доказывалось, что в России перерабатывать мусор нецелесообразно, а единственной приемлемой технологией для нашей страны надо признать сжигание.
Петербургских экологов появление на сайте Росприроднадзора этого заключения повергло в недоумение. «Общепризнанно и по этому поводу написано множество научных трудов, что из трех стандартных путей уничтожения отходов — переработка, захоронение и сжигание — самым дорогостоящим будет именно сжигание, — изумился представитель петербургского отделения «Гринпис» Дмитрий Артамонов. — И дорогим оно оказывается именно потому, что две трети ТБО на мусороперерабатывающем заводе отделяют в ходе сортировки — как то, что сжигать нельзя».
«Если, на их взгляд, сжигание дешевле, то, видимо, они рассматривают технологию, исключающую сортировку и переработку. То есть явно не безвредную для окружающей среды», — мрачно подытожил он.
Любопытно, что комиссия РАН пришла к выводам о бесполезности переработки отходов для России вскоре после того, как австрийский концерн EVN заявил о своем желании поучаствовать в программе модернизации мусороперерабатывающей отрасли, принятой в конце мая Смольным. Причем австрийцы намерены именно сжигать мусор. Как пояснил генеральный директор эксклюзивного представителя EVN в России, существующие в нашей стране представления о вреде мусоросжигания основываются на устаревших данных 1960-х годов, когда отходы уничтожали при температуре в 600°C и выбросы были особенно вредными. Кроме того, компания производит очистку дыма, который завод выбрасывает в атмосферу: исследования, произведенные на заводе EVN в московском Бирюлево, якобы показали, что на выходе дым даже чище, чем окружающий столичный воздух. Но пока, по данным «Фонтанки», решение о сотрудничестве с EVN еще не принято.
Куда расти будем? Что касается программы модернизации мусороперерабатывающей отрасли, разработанной Смольным, то она рассчитана до 2020 года. За это время полигоны ПТО «Новоселки» и ЗАО «Завод КПО» на Волхонском шоссе должны быть ликвидированы. Ресурсы этих площадок практически исчерпаны.
Вдобавок свалку бытовых отходов на Волхонке желательно ликвидировать, чтобы обеспечить безопасную деятельность аэропорта «Пулково», а размещение полигона в Новоселках вообще противоречит действующему федеральному закону.
Поэтому потоки ТБО, которые сейчас по-прежнему поступают на Волхонку, должны быть перераспределены на частный полигон «Новый Свет-ЭКО», расположенный в Гатчинском районе Ленинградской области. Это площадка будет работать до 2021 года, пока строится новый государственный полигон в южной технологической зоне. Полигон «Новоселки» рекультивируют после того, как завершится строительство мусороперерабатывающего комплекса в Левашово (строится на основе ГЧП в партнерстве с греческим концерном Helector), а остатки непереработанных отходов захоронят на полигоне «Северный», который тоже расположен на территории соседнего региона.
Всего же к 2020 году в Петербурге планируется построить два новых и реконструировать два существующих мусороперерабатывающих завода.
Технология, по которой будут работать эти предприятия, утверждена только для двух заводов. Поскольку производство компоста признано неэффективным и экономически нецелесообразным, то на заводе в Левашово станут производить из ТБО альтернативное топливо. На заводе «МПБО-2» в поселке Янино отходы будут утилизировать с применением плазменной газификации — попросту говоря, сжигать.
Кроме того, планируется построить два новых полигона для захоронения ТБ.
Обе площадки должны быть расположены на территории Ленинградской области — поблизости от южной и северной технологических зон Петербурга.
А также должно быть осуществлено строительство экспериментального предприятия по переработке промышленных отходов в поселке Красный Бор (тоже в Ленобласти).
Правда, местом для размещения южного полигона, без которого нельзя ликвидировать площадку на Волхонке, выбрана территория Любанского лесничества в Тосненском районе — знаменитый Трубников Бор. И против этого проекта активно выступили местные жители. И, несмотря на уверения властей о том, что никакого противостояния нет, общественность настаивает на том, что мусорной свалки рядом с Никольским быть не может.
«Я уже направил обращение губернатору Ленинградской области с просьбой исключить из территориальных планов площадку для строительства полигона», — сообщил «Фонтанке» экс-глава Тельмановского сельскохозяйственного поселения Юрий Кваша.
Местных жителей поддерживают и специалисты. «Проект до сих пор не прошел государственную экологическую экспертизу», — сообщил «Фонтанке» депутат Никольского городского поселения Виталий Федоров. И добавил со ссылкой на кандидата геолого-минералогических наук Николая Натальина, что на территории, выбранной для размещения отходов, вести какие-либо работы не позволяет грунт — здесь неглубокое залегание водоносных горизонтов.
Поэтому разрешение на строительство может быть выдано только с
нарушением санитарных правил по обустройству полигонов от 2001 года.
«У меня складывается впечатление, что власти намеренно затягивают процесс, — признался «Фонтанке» один из областных депутатов. — Они выбирают такие площадки, на которых ни полигон, ни мусороперерабатывающий завод не могут быть построены никогда. Затем готовят проект, осваивают деньги, проводят изыскания, проходят экспертизы. Тратят еще какие-то средства на убеждение населения, а затем выбирают новое место — такое же заведомо не проходное».
Дежавю Напомним, площадка в Никольском была выбрана после того, как под давлением общественности правительство Ленинградской области отказалось от строительства полигона ТБО на территории Мгинского лесничества в Кировском районе. На борьбу с этим проектом у жителей ушло 4 года.
Последним аргументом оказалось выступление мемориала «Синявинские высоты», и люди победили чиновников — проект перенесли на территорию Любанского лесничества вблизи поселка Гладкое Тосненского района.
Площадка в тосненской местности якобы была выбрана взамен Мгинского, то есть в 2009 году. При этом любопытно, что на территориальных планах земля около Никольского была зарезервирована для нужд мусороперерабатывающей отрасли еще в 2005-м. Стоит отметить и то, что еще в 2006 году областной комитет по природным ресурсам обещал к 2010 году построить по одному собственному современному полигону для хранения и утилизации твердых бытовых и промышленных отходов. И все площадки для будущих строек к этому времени были определены.
Теперь, по сути, спор между двумя субъектами Федерации сводится к поиску ответа на простой вопрос: кому выгодно? Если полигоны будут строиться силами Ленобласти, то и платежи за прием ТБО будут поступать в бюджет этого региона. Если же они будут возводиться силами Петербурга, как это произошло в Янино и, скорее всего, произойдет в Никольском, то доходы будет получать город, а области достанутся проблемы.
Кира Обухова,
«Фонтанка.ру»