ЗОЛОТЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАВИЛАНадпись на внутреннем титульном листеЭтой курсантской тетради из девяноста шести листов почти полвека. Однако её содержание по прошествии такого гигантского срока для меня лично стало только дороже.
Чем же мне так дорога эта тетрадь? А тем, что в ней законспектированы лекции моего любимейшего училищного преподавателя — полковника Александрова Александра Ивановича, кандидата психологических наук.
В высших военно-политических училищах (я учился в Ленинградском) был мощный курс военных и технических наук. Однако ему нисколько не уступал курс наук общественных, среди которых, на мой взгляд, были важнейшими: философия, психология, педагогика. Не зря же преподаватели и командиры твердили, что "лепят" их нас "инженеров человеческих душ".
Я, конечно, допускаю мысль о том, что некоторые читатели покрутят пальцем у виска, читая это многословное вступление. Действительно, чего это вдруг военный отставник взялся за эту тему? Оделся бы потеплее и ловил бы себе рыбу на каком-нибудь озере. Благо их много в нашем живописном краю.
Или пробежался бы лучше на лыжах по пока ещё здравствующему Ковалёвскому лесу, который в пяти минутах ходьбы от дома...
Однако мне думается, что непозволительно обходить стороной вопросы обучения и воспитания подрастающего поколения. Ведь как у редактора газеты у меня накопилось достаточно информации, чтобы делать конкретные выводы...
Однако сердцещипательные частности я обойду стороной, а открою лишь две страницы дорогого мне конспекта. Касаются они педагогического такта.
Почерк здесь у меня, конечно, корявый, но, уже будучи офицером, я постарался рядом написать более разборчиво.
Дорогой моему сердцу конспектИтак, читаем:
"Педагогический такт — это способность офицера установить педагогически целесообразные отношения между людьми". Здесь имеются в виду отношения между начальниками и подчинёнными.
Ну, а теперь давайте "всё разложим по полочкам". То есть, рассмотрим суть правил педагогического такта. Как это ни странно, они очень просты и не требуют титанического напряжения нервной системы при их соблюдении:
- 1. Требовательность без грубости.
- 2. Естественность и простота без панибратства.
- 3. Принципиальность без раздражения.
- 4. Юмор и ирония без унижения.
- 5. Способность обучать без подчёркивания своего превосходства.
- 6. Умение слушать, не перебивая.
- 7. Серьёзность подхода к ответу независимо от его правильности и грамотности.
- 8. Способность давать советы без навязчивости и поучительности.
Всё просто. Ведь так? Или кто-то не согласен?
Следующая же страница тетради начинается с вывода:
"Если начальник действительно обладает высокими качествами педагога, то он обязательно найдёт поддержку в коллективе."Как вы понимаете, эти правила касаются не только военных, но и всех других начальников, руководителей, в том числе, и школьных учителей. Ведь не зря же их называют педагогами? Да и сам я, согласно образованию и многолетнему опыту деятельности, педагог.
А теперь, уважаемые читатели, ознакомившись с содержанием страницы моего курсантского конспекта 1973 - 1974 годов, постарайтесь задаться вопросом: соблюдаются ли вышеперечис-ленные правила на практике?
Вопрос этот в эпоху Интернета и гаджетов актуален как никогда...
Еще в мою память навсегда врезалась мысль великого грека — Плута́рха Лу́ция Ме́стрия, которую нам привёл полковник Александров:
"Ум — это не сосуд, который надо заполнить, а факел, который необходимо зажечь".Здесь речь уже идёт об образовании как системе. Но об этом я расскажу в следующий раз.